Как я сходил в поход на Чарские пески и горы Кодара

Итак, вот прошла неделя с того момента, как я вернулся из похода, снаряжение уже постирано, рюкзаки разобраны и самое время немного заняться рефлексией, поведав любимому сообществу, что же это за такая самая северная пустыня и почему так интересны бастионы гор Кодара рядом с ними.

Для начала давайте разберемся - что же это за такое странное место? Заповедник Кодар - это туристический маршрут, который пока не стал супер популярным и только потихоньку обретает своих фанатов.

Природа в горах наполнена растительностью, очень много кустов и маленьких елочек, под ногами валежник и болота.

Очень много мошкары и комаров. В то же время горы насыщенны водой. Земля, как губка, впитывает ее, но и на поверхности что-то остается. Мы вели свой маршрут вдоль горной реки средний Сакукан. На фото - она в своей нижней, спокойно части.

Прозрачная, чистая вода, которую вроде как можно пить. Но про это подробнее расскажу далее.

По Кодару есть маршруты - это прямо маршруты с отличными тропами, натоптанными, порой двуполосными. Мужики из местного населенного пункта "Новая Чара" сделали целый бизнес. Собирают вездеходы и на них провозят турситов до точки высадки. Так, арендавать такой вот болтоход или, как его называют, "каракат", на 4 часа с водителем стоит 17 000 рублей. В него влезает снаряжение, и 6 человека туристов.

Наш маршрут выглядел примерно так и был рассчитан на 10 дней. Для начала нас забрасывали эти самые вездеходы до верха горы, далее мы шли еще более глубоко в дебри кодарского хребта, ну а потом, на своих двоих спукались по тому же маршруту что прошли и проехали ранее к чарским пескам.

Первой нашей целью было дойти до избы ГМС. Идти было непросто, нагруженные едой, мы проходили через холодные броды, которые наровили то тут, то там засосать нас подводным течением.

Ботинки стали мокрыми сразу. Абсолютно сразу. Их не убережешь никак, не пытайтесь, ноги на этом маршруте будут мокрыми.

Ну а еще было дождливо. В горах всегда дождливо и везет, если выпадают солнечные дни. Тем не менее есть еще особенность - дождь наполняет реки и бывает так, что даже не пройдешь. Но мы прошли.

Путь до ГМС был самым трудным во всем походе. Болели колени, спина, в общем - все. И когда мы пришли к этой избе, в надежде там отдохнуть, внезапно от туда вышли доброжелательные местные. Так, избушка оказалась занятой и ставить лагер пришлось в виде палаток. Но мы к этому привычные.

Но если честно, люди там были вроде и приветливы, а вроде и постоянно как-то ворчали. На удивление, они считают данную избу своей, расклеивают там свои фотографии и постоянно в нее ходят, как сказала женщина - вот уже 50 лет. Но избушка, конечно же, не является их, а скорее находится в статусе захваченной =) Но это между делом. Тем не менее, нам разрешили в ней посушить обувь.

Под избой же есть небольшая поляна, которая очень подойдет для лагеря, да и вода там ближе получается.

На следующий день мы пошли на ледник Нины Азаровой. Для тех, кто уже ходил в походы - ничего особенного. Просто небольшой ледник. Все. Не могу сказать, что восхищает. Перед тем как подняться к леднику придется подняться по гигантскому развалу камней с элементами скалолазанья.

После, был еще один выход. К какому-то красивому озеру Угловое. Да, красивое, гораздо более красивое чем Абхазские озера. Очень чистое, холодное. С водопадом.

Имеет смысл брать с собой плавки - в солнечную погоду искупаться - просто счастье.

Кроме того, мы посетили некое место, которое называется - царски Трон. Меня не впечатлило. Просто скалы образуют затейливую форму, будто бы зуб в середине сгнил, а по бокам остался.. в общем - надуманная красота. А вот подниматься к ней не очень легко. Тем, кому трудно, советую не ходить туда.

После этих радильных выходов, самое время пойти к чарским пескам, но не сразу, по пути нас ждут... ШТОЛЬНИ. Наш турклуб ласково обходил сущность этих штолен, в своих описаниях, но потом же правда вышла на ружу. Урановые штольни. Уран. Все это место - это место секретного проекта СССР, где добывали Уран для первой ядерной бомбы. Уран. Радиоактивный. Период полураспада урана - миллиарды лет.

Еще раз, коммерческий поход, где тебя ведут туда, где радиация. Мало того, что ведут туда, ты ешь и пьешь из тех мест, где может быть заражение. Да, я очень надеюсь, что все смылось, но черт возьми, вероятность то осталась и очень большая. Радиация никуда не ушла. И мы идем прямо в эпицентр ее, к штольням, туда, где добывали этот самый уран. Мне очень хочется, чтобы организаторы поставили лучше бы свой офис рядом с штольнями, на пару месяцев. Там бы принимали звонки, общались, а не посылали своих бедных инструкторов, а тем более туристов в такие вот походы. Еще раз, там был гулаг, там люди умирали. Но не от труда, а от радиации.

Я встал на принципиальную позицию и отказался идти к штольням, но из далека мы их видели. Собственно вот так выглядел гулаг, штольни же наверху, где развалы. Я очень рад, что у нас был умный и дальновидный инструктор, который не стал подвергать нас опастности и не настаивал на нашем выборе.

Уже потом, посетив музей, мы узнаем, что даже местные работники говорят, что радиация никуда не ушла, и что все это латерея - сядешь не на тот камушек и привет. И уж точно нельзя пить воду из источников рядом с штольнями (спасибо инструкторам, там мы воды не брали).

Также, обратите внимание на вот это фото из музея новой чары, там подписано что и где было. А теперь посмотрите на маршрут, что организатор предлагает.

Дорогой организатор предлагает туристам мало того, что пройтись по местам где добывали руду, но и сделать привальчик в месте, где была обоготительная фабрика.

Где голова? В связи с этой информацией - я не советую данный маршрут никому. Либо организатор должен пройти и вылизать свои языком каждый камень, давая понять, что риска нет. Не инструктора, которые зачастую не понимают куда идут, а изменно офисный работник - организатор. Также, думаю, стоит компетентным органам обратить внимание на такую халатность.

Благо я человек опытный и у меня был с собой фильтр воды, за что я сам себе очень благодарен.

Ну что же, после таких вот эмоциональных приключений, чуть светясь, спускаемся с гор и приходим наконец-то на пески чарские. Это удивительно, действительно, самая северная пустыня, потрясающе красивая, с реальными барханами и абсолютно без питьевой чистой воды. Иронично, что при этом вид с пустыни на кодарский хребет, где постоянно идет дождь, но вода не приходит к вам... Так что тут также нам понадобится фильтр, чтобы очищать воду из местно речки-вонючки под названием "Аленушка".

На этом все, на самом деле поход простой, не могу сказать что сильно я устал. Но халатность организаторов вводит меня в ступор. Я не пишу конкретный турклуб с которым я ходил, поскольку туда водят множество компаний. И каждая из них - абсолютно наплевала на своих туристов.

9 месяцев назад

Там, вроде как, была какая то история о том, что нужной руды в этом месте оказалось совсем не так много, как думали, когда всё это там начинали ...Но, понятно, всё это не меняет ситуации ...Водить на урановые рудники? Кому такое в голову пришло .

Всегда можно подать на турклуб в суд, можно об этом подумать. Как минимум за моральный ущерб

9 месяцев назад

Как я понимаю, вы ходили с турклубом Клуб Приключений или турклубом Пик? Это два самых больших тематических сайта. Я считаю, что мир должен знать своих героев

С 40-х годов прошло уже много времени. В горах постоянно циркулирует вода. Я не думаю, что если порода или взвесь там и остовались, что они находятся до сих пор. Ну руда, конечно, водичкой не смоется, но это надо быть дураком, чтобы ходить на место ее добычи. А вот всякий мусор возле обоготительной фабрикой - вполне должен был бы смытьсь. Да и в воде не должно бы остаться ничего, учитывая как замечательно фильтрует горная речка все ничестоты.

9 месяцев назад

Забавный факт, я погуглил про все это дело и нигде нету опровержения того, что радиация с кодара ушла. Наоборот, есть заметки о том, что какой-то ребенок залез в шотльню и потом сильно облучился, вплоть до летального исхода.

Очень плохо, что туда ходят походы. Надеюсь, что ваш отзыв будет полезен будущим искателям прюключений.