Как получить "ламповый" звук на основании простой схемы с оптроном
Сегодня на ресурсе Хабр я наткнулся на довольно интересную статью. Собственно, ей хотел с вами поделиться.
Но прежде всего, для не столь искушенной публики:
Оптопара или оптрон — электронный прибор, состоящий из излучателя света (обычно — светодиод, в ранних изделиях — миниатюрная лампа накаливания) и фотоприёмника (биполярных и полевых фототранзисторов, фотодиодов, фототиристоров, фоторезисторов), связанных оптическим каналом и, как правило, объединённых в общем корпусе. Принцип работы оптрона заключается в преобразовании электрического сигнала в свет, его передаче по оптическому каналу и последующем преобразовании обратно в электрический сигнал.
Далее - чуть измененный текст автора:
Известно, что главной особенностью ламповых усилителей является наличие небольших искажений. В этих искажениях преобладает вторая гармоника. Некоторые оптроны имеют проходную характеристику, близкую к проходной характеристике лампы, например, типа EL34.
Простая схема с оптроном типа TLP621 показана на рис. 1.
Транзистор Q1 создает ток через светодиод оптрона U1, соответствующий входному сигналу. Коллектор фототранзистора оптрона подключен к эмиттерному повторителю на транзисторе Q2, и сигнал с него подается на выход схемы. Параметры схемы зависят от параметров конкретного экземпляра оптрона.
Для регулировки коэффициента усиления выбирается резистор R1 (3-8 кОм), а резистор 3 выбирается для тока рабочей точки оптрона 1. Значение этого тока обычно составляет 0,670-0,750 мА. Конденсатор С3 с резистором R4 образует цепь частотной коррекции для расширения полосы частот.
При входном сигнале около 200 мВ среднеквадратичного значения спектр выходного сигнала имеет вид, показанный на рис. 2.
Как видно, в спектре доминирует вторая гармоника, характерная для лампового усилителя мощностью 5-15 Вт в выходном каскаде которого используются лампы типа EL34.
Дополнение. В ходе последующих экспериментов мной установлено, что характерные искажения присущи в том числе и более распространенным оптронам, например 4N35. Для них потребуется более высокое значение емкости конденсатора С3.
Как считаете, нашли бы применение данной схеме?
Автор, несомненно, большой профессионал в своей области. Я очень уважаю людей, которые не только могут взять готовое, но и способны сделать самостоятельный "продукт".
Тем не менее несовсем понятно, зачем в современном мире применять ламповые усилители, все же ныне все в цфире. Если только в какой-то оборонке или для любителей эстетики восьмедесятых.
Кажется какой-то условный коллекционер аналоговой электроники должен был бы с руками оторвать подобного специалиста.
Насколько я понимаю, данная задача решает проблему фильтрации шумов. Интересная задача, но непонятно, чем условная лампа или оптрон в данной ситуации будет лучше транзистора?
Никакой звук не оправдывает таких вот гигантский коробок. Конечно, тут у нас не лампа, а оптрон, но все же. Да и это на ценителей, которые прям сильно чувствительные. Автору респект, крутого схемотехника редко встретишь.
Пишут что-то на заумном...Объяснили бы зачем это все нужно в прикладном плане
Хорошие у человека руки. Хотя пока мы видим только теорию и графички, будем верить, что есть и фотографии установки.
Лампы - надежность, интегральная обработка сигналов - это не любимые полупроводники, которые могут поймать лихой нейтринно, хоть это и крайне невероятное событие.
Но тут речь не про лампы, все же в схеме тот же транзистор присутствует, надежности такая схемотехника не предает, так что тут действительно просто речь про передачу сигнала наиболее "чистым". Хотя и понятие чистоты довольно субъективное.
В общем - человек сделал и молодец.
А вас не смущает, что на входе и выходе установлены обычные биполярные транзисторы, которые необходимы для согласования входа и выхода усилителя? Есть ли смысл во всем этом, если биполярники все равно нужны в качестве согласования?
К сожалению, в статью сильно не вникал, но по схеме уже вопросы. Если кто-то объяснит на пальцах, то спасибо!
Если честно, то я ничего не понял. Но картинки сложные.