Как работает Топас. Вспоминаем перед техобслуживанием.

Топас. От уважения паузу хочется сделать, прежде чем продолжать дальше. Это ж надо было придумать такой гидро био автомат очистки сточных бытовых вод! Однако , прочь эмоции. К делу. Весна. Пора открыть крышку Топаса и обслужить его, чтоб и дальше справлялся со своей нелегкой работой на отлично. Так это, чего там как ? Где что мыть? А сейчас то все в порядке или что то не так? Вот те на. Вроде прошло то всего ничего, а почти все уже забыл. А агрегат то затейливый. Так просто хватать его за что попало и поливать куда попало особой пользы нет, да как бы еще и не навредить. Значит вспоминаем, как работает Топас. Начну, пожалуй, с приемной камеры.

Внимание! Мой Топас еще не чищен и не обслужен! Грязноват ... Но натурален. Дальше по тексту возможны фотографии, способные шокировать особенно нежные натуры.

Ну тут все просто - приемная камера это то, самое большое " помещение" под крышкой Топаса куда вываливается все ... добро из канализационной трубы . Нажали кнопочку на унитазе , нырнуло, подхваченное водой ( примерно четырьмя литрами) добро в канализационную трубу и вынырнуло - плюх- все это дело аккурат в приемную камеру. Вот, уже легче ... Уже что то понятно. Ну и так от раза к разу от захода к заходу плюх да плюх..., а тут еще и хозяйка посуду помыла - водичка слилась все туда же, куда и плюх, в приемную камеру. То есть в приемной камере постепенно накапливаются все канализационные стоки из дома. Чтоб им там не скучно было Топас их там активно будоражит, перемешивает и тревожит своими воздушными струями - во время накапливания стоков в приемном отсеке все бурлит и клокочет . А включается подача этих воздушных струй, как и все в Топасе, автоматически. Когда? Тогда, когда поплавок - лягушка внутри приемной камеры опущен .

То есть пока не поднялся, не всплыл поплавок в приемной камере Топаса до тех пор на дне приемной камеры активно бурлит. А там на дне этой камеры лежит примерно полуметровый кусок 110 (толстой) канализационной трубы в которой насверлено полно мелких дырочек из которых с напором вырывается воздух - вот он то и заставляет постоянно бурлить стоки постепенно заполняющейся приемной камеры. А откуда воздух под напором в приемную камеру? А из компрессора , который воткнут в розетку обозначенную номером 2 ( компрессор , обозначенный на фото как 2) .

Но не только в приемную камеру гонит воздушные струи этот 2-ой компрессор, еще он гонит воздух и в камеру, которая расположена по диагонали от приемной - в ту камеру из которой "на улицу" выводит очищенную воду сливная труба Топаса - камера называется умными словами " Вторичный отстойник".

Там, во вторичном отстойнике , должно булькать тогда, когда булькает в приемной камере (и в ней не набралось еще много стоков) и когда работает , включенная повисшим вниз поплавком, вторая розетка и компрессор, подключенный к ней. Теперь что то понятно про первую диагональ Топаса - "приемная камера - вторичный отстойник". Вторая диаганаль Топаса образуется еще двумя камерами и , по названию этих камер, получает от меня прозвище - "аэротенк - стабилизатор ила". Какая из двух камер диагонали аэротенк?

Та, что имеет одну общую стенку с приемной камерой - в ней , в этом аэротенке, еще в углу такой заметный длиннющий ёршик прикреплен (ёршик по умному называют устройство сбора неперерабатываемых частиц или волосоуловитель ). Соответственно по диагонали от аэротенка - стабилизатор ила.

Так вот, когда работает второй компрессор, когда бурлит в диагонали приемная камера - вторичный отстойник , тогда же еще и по прозрачному шлангу перекачивается мутная вода "вдоль второй диагонали" - из аэротенка в стабилизатор ила. И тогда же, туда же, в стабилизатор ила идет перекачка и из вторичного отстойника. Значит в аэротенке и во вторичном отстойнике уровень воды уменьшается, а в стабилизаторе ила прибавляется , а излишки переливаются (через еле заметную прорезь в общей стенке )из стабилизатора ила опять в приемную камеру. Вот если при "упавшем" поплавке все так и происходит, то в е хорошо и правильно работает в этой полуфазе работы Топаса ( по умному эта полуфаза работы называется Обратный цикл или Фаза рециркуляции). Вот, уже через половину знаний прорвались ... Ну а пока мы "прорывались через половину знаний" в приемную камеру в е плюх да плюх и так много наплюхало, что поплавок поднялся вверх " во весь рост" и из за этого электричество Топаса переключилось со второй розетки на розетку первую. Тут же, естественно, выключился ( и стал остывать , отдыхать перед следующим своим включением) второй компрессор и включился первый. Так ,на наших глазах, произошло переключение Топаса с обратной фазы ( фазы рециркуляции) на прямую фазу . Первый компрессор заставляет булькать диагональ аэротенк - стабилизатор ила. ( на дне аэротенка тоже лежит толстая канализационная труба со множеством дырок из которых под напором идет воздух, качаемый , теперь уже первым компрессором). В это же время , по прозрачному шлангу стоки обязаны не спеша перекачиваться из приемной камеры в аэротенк.

Через некоторе время из аэротенка начнется перекачка во вторичный отстойник Значит в приемной камере постепенно уровень стоков теперь будет уменьшаться , зато будет возрастать уровень в булькающем аэротенке и во вторичной камере. Приход новой порции воды во вторичный отстойник из аэротенка заставляет старую порцию ,уже очищенной воды, начать выливаться через сливную трубу топаса " на улицу".

Ну да, точно, этот процесс - прямая фаза ( прямой цикл) будет продолжаться до тех пор, пока стоков в приемной камере не станет меньше настолько, что поплавок опять повиснет вниз . После этого все повторится и теперь уже на отдых "уйдет " первый компрессор. Ну и так далее , одна фаза будет сменять другую и топас будет чистить канализационные стоки. Все понятно. А что перекачивает воду? Какие такие насосы понапиханы в Топасе? О! Это целый физический эксперимент, а не насос. Называется такой насос в Топасе - Аэрлифт.

Общий принцип работы аэрлифта объясню так - если взять с двух сторон открытую трубку, поставить ее стоймя в сосуд с водой так, чтобы один открытый торец высовывалась выше поверхности воды в сосуде, а второй был под водой на дне и потом ,каким то образом ,начать качать в подводный торец трубы воздух то воздух , поднимаясь по трубке вверх, захватит с собой и воду и начнет ее качать из открытого конца трубки вон. Такими аэлифтами качает Топас все и везде из камер в камеру. Таких аэролифтов в Топасе я насчитал четыре штуки. Самым главным в Топасе назначен насос - аэрлифт, который установлен в приемной камере, тот самый который качает из нее в аэротенк во время прямого цикла(фазы), когда поплавок поднят ( много стоков). Еще два аэрлифта стоят в аэротенке и качают , один из аэротенка в стабилизатор ила - когда работает второй компрессор( когда в аэротенке не бурлит) , а второй из аэротенка во вторичный отстойник - когда работает первый компрессор ( когда бурлит в аэротенке). Последний аэролифт установлен в стабилизаторе ила и предназначен для периодической откачки этого самого ила из Топаса во время работы первого компрессора ( когда бурлит в аэротенке). И это понятно. Ну и самое простое. Как воздух от компрессоров поступает к аэрлифтам и к тем полуметровым трубам с дырками на дне приемной камеры и аэротенка (они называются аэратор)? Очень просто - весь воздух из отверстия выхода компрессора , через короткий резиновый патрубок, идет в пластиковый распределительный коллектор, от которого, в свою очередь, распределяется тонкими прозрачными шлангами к аэротенкам и толстым гофрированным аэратору. Ну с толстыи гофрированными все понятно. Толстый гофрированный от коллектора второго компрессора идет, конечно, к аэратору на дне приемной камеры ( работает второй компрессор - бурлит в приемной камере) Толстый гофрированный от коллектора первого компрессора, само собой, идет к аэратору на дне аэротенка ( работает первый компрессор бурлит на дне аэротенка). А куда и какой идут тонкие шланги от коллекторов компрессоров? Посмотрим ( и подумав еще и сообразим) . От коллектора второго компрессора уходят три тонких шланга.

Что у нас там за аэролифты должны работать от второго компрессора? Тот аэрлифт, что стоит в аэротенке и качает в стабилизатор ила. Значит один штуцер на коллекторе второго компрессора для него. Лезу в Топас. Проверяю. Точно , на третий - самый последний на втором коллекторе жиклер надета трубка второй конец которой надет на аэролифт аэротенк- стабилизатор ила. На второй - средний жиклер второго коллектора надет шланг идущий куда то в правый нижний угол аэротенка - подозреваю, разгонять ил от входов аэрлифтов, расположенных в аэротенке ( кто точно знает назначение этого шланга - напишите). От самого первого жиклера второго коллектора шланг идет во вторичный отстойник - разгонять ил там ( бульбулятор вторичного отстойника , видимо, это называется). Все , с жиклерами второго компрессора разобрались.

От коллектора первого компрессора уходят четыре тонких шланга.

Какие аэрлифты работают от первого компрессора? Главный аэрлифт- что в приемной камере стоит. Значит один штуцер на коллекторе первого компрессора для него. Тот аэрлифт, что в аэротенке стоит и качает во вторичный отстойник. Значит еще один штуцер на коллекторе первого компрессора для него. Аэрлифт , который стоит в стабилизаторе ила и которым начинают откачивать этот самый ил из Топаса( предварительно вынув пробку закрывающую шланг). Значит еще один штуцер на коллекторе первого компрессора для него. Непонятным осталось назначение 2-х шлангов от коллектора второго компрессора. Опять лезем смотреть в Топас. Точно, самый первый, самый близкий к выходу из компрессора жиклер присоединен к трубке главного аэрлифта (аэрлифт еще называют мамут насос). А вот следующий- второй жиклер подсоединен к трубке, которая идет в приемную камеру почти туда же, куда и трубка от первого жиклера, но не к трубке главного аэролифта она присоединена, а к трубке, которая нужна, чтоб разгонять от заборного отверстия главного аэрлифта все, что может мешать его работе. Мало того, для этой же цели главный аэрлифт не просто стоит в приемной камере, а установлен еще и внутри так называемого фильтра грубых фракций. То есть внутри толстой (110) канализационной трубы в которой насверлено много много мелких отверстий. Вот и трубка от второго жиклера идет внутрь этого фильтра грубых фракций - бульбулировать там и разгонять все, что мешает. От 3-го жиклера первого коллектора - к аэролифту аэротенк - вторичный отстойник. Ну и от 4-го жиклека к аэролифту в стабилизаторе ила.

По моему я выпотрошил его весь, этот Топас. Заодно и вспомнил , а главное, теперь еще и записал - записал и для вас и для себя тоже. ( кстати, любопытная мысль, почему бы на форуме каждому из нас не иметь возможность вести собственную записную книжку? Мне бы наверняка пригодилась) Поверьте, намного проще прочитать и вспомнить, чем каждый раз разбираться во всем этом вновь и вновь ... Теперь вся конструкция понятна. На самом деле уже примерно понятны и самые "тонкие" места этой конструкции - те, где может засориться, застрять, отказать и тп... Однако "изобретать велосипед" не станем. Изучим рекомендации производителя о том как именно следует обслуживать Топас. Но изучим уже не как ничего непонимающие "болванчики" , а как люди, понимающие, что делают. Но дальнейшее, с вашего позволения, позднее.